Сценарий внеклассного мероприятия

"МЫ ВЫБИРАЕМ ЗДОРОВЬЕ"

Учитель приветствует учащихся, говорит комплименты и выражает надежду на плодотворное сотрудничество. Учащиеся встают в круг, приветствуют друг друга, обмениваются рукопожатиями и дарят улыбки.

Стадия "Вызов" (фото 1)

Учитель: Позвольте мне начать наш разговор с легенды. Она поможет вам определиться с темой нашего классного часа.

На горе Олимп давным - давно жили боги и стало им скучно.

Тогда решили они создать человека и поселить его на планете Земля.

Стали боги решать, каким человек должен быть.

«Человек должен быть сильным», - сказал один из богов.

«Человек должен быть умным», - добавил второй.

«Человек должен быть здоровым», - высказался третий бог.

«Но если человек будет обладать всем этим, он будет подобен нам»,- возразил один из богов.

И решили они спрятать главную ценность человека - здоровье.

Долго они решали, куда бы спрятать здоровье?

«Глубоко в синем море»,- предлагали одни.

«На самой высокой горе»,- вносили предложение другие.

«Здоровье нужно спрятать в самого человека»,- предложил один из богов.

И все с ним согласились.

С тех давних времен так и живет человек, пытаясь найти свое здоровье.

Только далеко не каждый человек может найти и уберечь

бесценный дар богов - ЗДОРОВЬЕ!

Учитель: На какие размышления натолкнула вас легенда? (школьники обсуждают легенду сначала в группах, а потом делятся своими мнениями со всеми учащимися). Это становится отправной точкой в разговоре о здоровом образе жизни.

Учитель: Прежде чем я предложу вам сформулировать тему урока, я хочу, чтобы вы ответили на простые вопросы, несущие глубинный смысл. Скажите, пожалуйста, какое самое распространённое пожелание у всех народов в канун праздников, знаменательных событий.

Учащиеся: Пожелание счастья, здоровья.

Учитель: А в чём заключается счастье?

Учащиеся: В хорошем здоровье.

Учитель: А часто ли вы задумываетесь о своём здоровье? Или только в том случае, когда нездоровится.

Учащиеся: Скорее всего, большая часть детей думает о здоровье, когда им нездоровится.

Учитель: Не могу сказать, что я с вами согласна полностью. В настоящее время стало модным быть здоровым. И вы, уверена, делаете многое, чтобы быть в форме. Вы готовы сформулировать тему нашего урока?

Учащиеся: "Мы выбираем здоровый образ жизни" (школьники предлагают различные варианты темы занятия, которые обсуждаются, после чего выбирается самый оптимальный).

Учитель: Посмотрите на высказывания великих людей о здоровье и здоровом образе жизни и скажите, всегда ли тема сохранения здоровья была актуальной? На основании чего вы сделали такой вывод? Как вы понимаете смысл высказываний? Обсудите в группах.

Стадия Осмысление

(на доске демонстрируются изречения великих людей об отношении к здоровью)

Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам.

(И. Брехман)

  • – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе. (П. Фосс)

Здоровое тело – продукт здорового рассудка. (Б. Шоу.)

Главное, от чего зависит физическое здоровье, – здоровье нравственное…, чтобы сохранить свое здоровье, думай о здоровье других. (Д.С. Лихачев.)

У нас не может быть другой национальной идеи кроме народосбережения. (А. И. Солженицын.)

Человек, двигаясь и при этом развиваясь, сам заводит часы своей жизни. (И. Аршавский)

(Учащиеся высказывают свои мнения).

Пример.

1. Мы интерпретировали выказывание И.Брехмана. Достичь какой-либо высоты - нелёгкая задача. Для этого нужно иметь личные качества: подготовку, целеустремлённость, знания, желание и др. Даже при наличии высококвалифицированных инструкторов покорять высоту придётся самому. Здоровье человека - это продукт его собственной траектории к достижению цели.

2. Наша группа считает, что высказывание И. Аршавского очень актуально. Движение способствует развитию всех областей головного мозга и влияет на умственное развитие. Малая двигательная активность приводит к развитию заболеваний и сокращению жизни.

Формирование понятия.

Учитель: Что такое здоровый образ жизни? От чего зависит здоровье?

(Школьники работают в группах, выбирают форму представления результатов работы в группе)

1 группа: назвать критерии, от которых зависит возможность вести здоровый образ жизни;

2 группа: найти составляющие "здорового образа жизни".

(группы представляют результаты своей деятельности)

1 группа - приём "Корзина идей" "От чего зависит возможность вести здоровый образ жизни?"

* от пола, возраста и состояния здоровья;

* от условий обитания (климат, жилище);

* от экономических условий (питание, одежда, работа, отдых);

* от наличия полезных привычек (соблюдение гигиены, закаливание);

от отсутствия вредных привычек.

2 группа приём "Кластер" "Факторы, влияющие на здоровье"

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

отказ от вредных привычек

 

 

закаливание

 

 

 

 

положительные эмоции

 

 

режим труда и отдыха

 

 

доброе отношение к окружающим людям

 

 

оптимальный двигательный режим

 

 

личная гигиена

 

 

рациональное питание

 

 

Учитель: Проверьте себя, насколько хорошо у вас сформировано отношение к здоровому образу жизни. То, что вы регулярно выполняете, отметьте знаком "+", то что получается не очень хорошо или вы делаете это нерегулярно, знаком "-" . Выделите наиболее важные факторы, влияющие на здоровье.

(Учащиеся выбирают 3 фактора, влияющие на здоровье:

- двигательная активность;

- правильное рациональное питание;

- соблюдение режима труда и отдыха.).

Учитель: Раскройте значение каждого фактора, заполнив таблицу:

(учащиеся заполняют таблицу)

Фактор

Его значение

1

Двигательная активность

* Улучшает работу дыхания.

* Укрепляет сердечную мышцу.

* Нормализует обмен веществ.

2

Правильное рациональное питание

* Режим питания улучшает работу органов пищеварения.

* Умеренность в еде помогает обмену веществ.

3

Режим труда и отдыха

* Нормализует работу всего организма

Учитель: Вы готовы сформулировать понятие "здоровый образ жизни", опираясь на ваши выводы в ходе дискуссий в группах?

Здоровый образ жизни - это....

Учащиеся продолжают:

- образ жизни человека, направленный на укрепление здоровья;

- распорядок действий, направленный на укрепление здоровья.

Портрет здорового человека:

Учитель: Как вы думаете, у вас достаточно знаний для того, чтобы составить портрет здорового человека?

(учащиеся составляют портрет здорового человека, учитель фиксирует их мысли на доске).

Учитель: Я уверена, что сейчас вы сможете составить свою программу здорового образа жизни, которая станет вашим ориентиром в покорении высот.

(учащиеся составляют мини-программу здорового образа жизни)

Рефлексия:

Учащиеся высказывают свои мнения о классном часе по плану:

Сегодня я

* узнал, что ....

* понял. как ...

* почувствовал, насколько ...

* открыл для себя столько ...,

* создал свою индивидуальную программу здорового образа жизни.

 

Использованные источники:

1. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье / И.И. Брехман. - Л.: Наука, 1987. - 123с.

2. Ланец Т. Легенда о Богах и здоровье человека. -