Сценарий внеклассного мероприятия
"МЫ ВЫБИРАЕМ ЗДОРОВЬЕ"
Учитель приветствует учащихся, говорит комплименты и выражает надежду на плодотворное сотрудничество. Учащиеся встают в круг, приветствуют друг друга, обмениваются рукопожатиями и дарят улыбки.
Стадия "Вызов" (фото 1)
Учитель: Позвольте мне начать наш разговор с легенды. Она поможет вам определиться с темой нашего классного часа.
На горе Олимп давным - давно жили боги и стало им скучно.
Тогда решили они создать человека и поселить его на планете Земля.
Стали боги решать, каким человек должен быть.
«Человек должен быть сильным», - сказал один из богов.
«Человек должен быть умным», - добавил второй.
«Человек должен быть здоровым», - высказался третий бог.
«Но если человек будет обладать всем этим, он будет подобен нам»,- возразил один из богов.
И решили они спрятать главную ценность человека - здоровье.
Долго они решали, куда бы спрятать здоровье?
«Глубоко в синем море»,- предлагали одни.
«На самой высокой горе»,- вносили предложение другие.
«Здоровье нужно спрятать в самого человека»,- предложил один из богов.
И все с ним согласились.
С тех давних времен так и живет человек, пытаясь найти свое здоровье.
Только далеко не каждый человек может найти и уберечь
бесценный дар богов - ЗДОРОВЬЕ!
Учитель: На какие размышления натолкнула вас легенда? (школьники обсуждают легенду сначала в группах, а потом делятся своими мнениями со всеми учащимися). Это становится отправной точкой в разговоре о здоровом образе жизни.
Учитель: Прежде чем я предложу вам сформулировать тему урока, я хочу, чтобы вы ответили на простые вопросы, несущие глубинный смысл. Скажите, пожалуйста, какое самое распространённое пожелание у всех народов в канун праздников, знаменательных событий.
Учащиеся: Пожелание счастья, здоровья.
Учитель: А в чём заключается счастье?
Учащиеся: В хорошем здоровье.
Учитель: А часто ли вы задумываетесь о своём здоровье? Или только в том случае, когда нездоровится.
Учащиеся: Скорее всего, большая часть детей думает о здоровье, когда им нездоровится.
Учитель: Не могу сказать, что я с вами согласна полностью. В настоящее время стало модным быть здоровым. И вы, уверена, делаете многое, чтобы быть в форме. Вы готовы сформулировать тему нашего урока?
Учащиеся: "Мы выбираем здоровый образ жизни" (школьники предлагают различные варианты темы занятия, которые обсуждаются, после чего выбирается самый оптимальный).
Учитель: Посмотрите на высказывания великих людей о здоровье и здоровом образе жизни и скажите, всегда ли тема сохранения здоровья была актуальной? На основании чего вы сделали такой вывод? Как вы понимаете смысл высказываний? Обсудите в группах.
Стадия Осмысление
(на доске демонстрируются изречения великих людей об отношении к здоровью)
Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам.
(И. Брехман)
|
Здоровое тело – продукт здорового рассудка. (Б. Шоу.) |
Главное, от чего зависит физическое здоровье, – здоровье нравственное…, чтобы сохранить свое здоровье, думай о здоровье других. (Д.С. Лихачев.) |
У нас не может быть другой национальной идеи кроме народосбережения. (А. И. Солженицын.) |
Человек, двигаясь и при этом развиваясь, сам заводит часы своей жизни. (И. Аршавский) |
(Учащиеся высказывают свои мнения).
Пример.
1. Мы интерпретировали выказывание И.Брехмана. Достичь какой-либо высоты - нелёгкая задача. Для этого нужно иметь личные качества: подготовку, целеустремлённость, знания, желание и др. Даже при наличии высококвалифицированных инструкторов покорять высоту придётся самому. Здоровье человека - это продукт его собственной траектории к достижению цели.
2. Наша группа считает, что высказывание И. Аршавского очень актуально. Движение способствует развитию всех областей головного мозга и влияет на умственное развитие. Малая двигательная активность приводит к развитию заболеваний и сокращению жизни.
Формирование понятия.
Учитель: Что такое здоровый образ жизни? От чего зависит здоровье?
(Школьники работают в группах, выбирают форму представления результатов работы в группе)
1 группа: назвать критерии, от которых зависит возможность вести здоровый образ жизни;
2 группа: найти составляющие "здорового образа жизни".
(группы представляют результаты своей деятельности)
1 группа - приём "Корзина идей" "От чего зависит возможность вести здоровый образ жизни?"
* от пола, возраста и состояния здоровья;
* от условий обитания (климат, жилище);
* от экономических условий (питание, одежда, работа, отдых);
* от наличия полезных привычек (соблюдение гигиены, закаливание);
от отсутствия вредных привычек.
2 группа приём "Кластер" "Факторы, влияющие на здоровье"
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ |
отказ от вредных привычек |
закаливание |
положительные эмоции |
режим труда и отдыха |
доброе отношение к окружающим людям |
оптимальный двигательный режим |
личная гигиена |
рациональное питание |
Учитель: Проверьте себя, насколько хорошо у вас сформировано отношение к здоровому образу жизни. То, что вы регулярно выполняете, отметьте знаком "+", то что получается не очень хорошо или вы делаете это нерегулярно, знаком "-" . Выделите наиболее важные факторы, влияющие на здоровье.
(Учащиеся выбирают 3 фактора, влияющие на здоровье:
- двигательная активность;
- правильное рациональное питание;
- соблюдение режима труда и отдыха.).
Учитель: Раскройте значение каждого фактора, заполнив таблицу:
(учащиеся заполняют таблицу)
№ |
Фактор |
Его значение |
1 |
Двигательная активность |
* Улучшает работу дыхания. * Укрепляет сердечную мышцу. * Нормализует обмен веществ. |
2 |
Правильное рациональное питание |
* Режим питания улучшает работу органов пищеварения. * Умеренность в еде помогает обмену веществ. |
3 |
Режим труда и отдыха |
* Нормализует работу всего организма |
Учитель: Вы готовы сформулировать понятие "здоровый образ жизни", опираясь на ваши выводы в ходе дискуссий в группах?
Здоровый образ жизни - это....
Учащиеся продолжают:
- образ жизни человека, направленный на укрепление здоровья;
- распорядок действий, направленный на укрепление здоровья.
Портрет здорового человека:
Учитель: Как вы думаете, у вас достаточно знаний для того, чтобы составить портрет здорового человека?
(учащиеся составляют портрет здорового человека, учитель фиксирует их мысли на доске).
Учитель: Я уверена, что сейчас вы сможете составить свою программу здорового образа жизни, которая станет вашим ориентиром в покорении высот.
(учащиеся составляют мини-программу здорового образа жизни)
Рефлексия:
Учащиеся высказывают свои мнения о классном часе по плану:
Сегодня я
* узнал, что ....
* понял. как ...
* почувствовал, насколько ...
* открыл для себя столько ...,
* создал свою индивидуальную программу здорового образа жизни.
Использованные источники:
1. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье / И.И. Брехман. - Л.: Наука, 1987. - 123с.
2. Ланец Т. Легенда о Богах и здоровье человека. -