Кодекс классного руководителя
Помни! Классное руководство - это не работа, это образ жизни.
-
Относись к ученикам доброжелательно.
-
Никогда не унижай, не оскорбляй детей - негативное отношение к поступку лучше выразить в уважительном разговоре; дети, в большинстве своем, очень ранимы и самолюбивы, поэтому неприятный разговор с ребенком лучше провести в форме индивидуальной беседы, в ходе которой дать понять ребенку, что, несмотря на случившееся, в него верят.
-
Начиная работу с классом, постарайся как можно больше узнать о каждом ребенке и о классе в целом, интересуйся жизнью детей, их проблемами.
-
Определи микрогруппы класса, выясни, кто является лидерами. Если в классе есть лидер, который оказывает негативное влияние на класс, то не стоит вступать с ним в борьбу, лучше постараться повернуть его лицом к себе, сделать его своим единомышленником.
-
Работай со сложными в поведении ребятами в активном сотрудничестве с ними и с их родителями.
-
Опирайся на положительные черты характера конкретного ребенка, отмечай успехи и положительные сдвиги в учебе, организованности, в деятельности. Отмечай индивидуальные достижения ребенка, формируя у него уверенность в своих силах и знаниях.
-
Вырабатывай навыки ответственности и самостоятельности с первого дня, веди строгий контроль за дежурством по школе, по классу и добивайся от всех выполнения обязанностей.
-
Поощряй детскую самостоятельность, учи их этой самостоятельности.
-
Будь гибким в отношениях с ребятами, умей определить, где нужно быть строгим, а где можно пошутить. Не повышай голос, старайся все замечания делать с юмором.
-
Стремись быть справедливым ко всем и во всем, никогда не доводи ситуацию до конфликта.
-
Развивай в детях чувство благодарности, тогда через некоторое время и они тебе будут благодарны.
Помни! Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению, хотя бы по одному предмету, теряют интерес к школе вообще.
-
Не давай оценок детям, наблюдая их только в учебном процессе.
-
Наладь отношения с учителями, работающими в классе, стремись к единству взглядов и требований внутри педагогического сообщества.
-
Введи контроль за успеваемостью. По его итогам проводи индивидуальную работу с учащимися, посещай уроки по предметам, общайся с родителями с целью выработки наилучшего способа решения учебных проблем ребенка.
-
Осторожно оценивай неудачи ученика, помни: ребенок не должен уходить из школы обиженным на учителя.
-
Веди повседневный контроль за посещаемостью.
-
Своевременно и четко заполняй журнал.
-
Исповедуй педагогику успеха - она приносит хорошие результаты.
Помни! Силы и время, потраченные на организацию классной жизни, культурное развитие учеников, никогда не будут потрачены напрасно:
-
Организуй внеклассные мероприятия: посещение театров, просмотры кинофильмов с их обсуждением, экскурсии, походы, поездки – они развивают, объединяют, воспитывают.
-
Не избегай игры, но помни, что у нее должны быть начало и конец, скромное награждение победителей и отсутствие обиженных.
-
Укажи в расписании уроков классный час, чтобы обсудить текущие проблемы, интересующие ребят вопросы, стремись ориентироваться в текущей ситуации в политике, в спорте, в искусстве, будь готов к дискуссиям и оценкам.
-
Разрабатывайте совместные проекты: это сплачивает коллектив и развивает инициативу.
-
Создайте традиции своего класса.
-
Старайся задействовать во внеурочной работе всех детей, дай возможность каждому ребенку проявить себя.
-
Не планируй мероприятия, которые детям не под силу (умственно или физически).
Помни! Родитель ребенка - твой друг, советчик, единомышленник.
-
Стремись наладить деловые связи с родителями.
-
Активно привлекай родителей к воспитательной работе с детьми, опирайся на их помощь.
-
На первом родительском собрании определи для родителей дела на весь год, создай работоспособный родительский комитет.
-
На родительском собрании говори о планах, проблемах всего класса, а не отдельных детей.
-
Никогда не говори родителю, что его ребенок плохой, не ругай детей в присутствии других родителей.
-
Будь открытым со всеми, но принципиальным.
-
Не позволяй нелестных отзывов о своих коллегах при родителях, иначе через некоторое время о тебе будут говорить так же, только за глаза
Помни! Дети в классе - твое отражение: старайся постоянно работать над собой.
-
Постарайся быть авторитетом в своей профессиональной деятельности — это закрепит твое право оценивать, подсказывать выходы из разных ситуаций, советовать.
-
Не становись для своих учеников идолом, олицетворением лозунга «Учитель всегда прав!». Это далеко не всегда так. Будь человеком, а если получится, то человеком с большой буквы.
-
Не стесняйся признаваться в собственных ошибках, просчетах, умей анализировать их и делать выводы.
-
Не стесняйся учиться. Учеба — это освоение неизвестного, непознанного, поэтому не бойся действовать и совершать ошибки.
-
Тщательно продумай принципы своей воспитательной работы и старайся следовать им, но не навязывать детям.
-
-
Не бойся быть простым и человечным, однако сохраняй дистанцию между собой и учениками
-
Будь требовательным и справедливым, объяснять детям свои требования.
-
Не давай обещаний, которые не можешь выполнить, но, пообещав, всегда исполняй.
-
Помни, что дети не только наше будущее, но и наше прошлое: вспоминай, каким ты был в детстве, это поможет понять ребенка. Но не забывай, что наши дети растут в иное время. Самое трудное - вложить в их души вечные ценности, но так, чтобы они комфортно ощущали себя в сегодняшнем дне и могли реализовать свой потенциал.
-
-
Заповеди классного руководителя
-
Никогда не принимайся за воспитание в плохом настроении. Спокойствие, расположенность к общению, правильный тон – вот залог успеха.
-
Ясно определи для себя, чего ты хочешь от ребенка, а также узнай, что он сам думает по этому поводу.
-
Предоставь возможную самостоятельность ребенку.
-
Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему.
-
Не пропусти момента, когда ребенок достиг первого успеха.
-
Делай своевременные замечания.
-
Оценивай поступок, а не личность.