Главная » Статьи » Мои статьи |
Совместный труд воспламеняет в людях такую ярость свершений, какой они редко могут достичь в одиночку. Р.Эмерсон Решение глобальной проблемы подготовки молодых людей к жизни и деятельности в условиях информационного общества становится возможным благодаря расширению пространства информаций и научных знаний. Уже очевидно, что традиционные технологии не обеспечивают полного усвоения растущего объёма знаний. В современном обществе становится актуальным умение самостоятельно добывать информацию, обрабатывать её, делать выводы, аргументировать свою позицию. Интернет является универсальным средством для поиска информации и передачи знаний. По этой причине новые технологии обучения, ориентированные на Интернет, приобретают популярность. Такие технологии позволяют организовать процесс обучения, направленный на получение метапредметных результатов и формирование функциональной грамотности. Технология веб-квест способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов образовательного процесса, что соответствует требованиям ФГОС, а также формированию личности, умеющей ориентироваться в нестандартных ситуациях, готовой работать в коллективе, самостоятельно решать проблемы и отвечать за результат своей деятельности. Веб-квест в переводе с английского языка означает целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой. Образовательный веб-квест - это проблемное задание с элементами игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы сети Интернет. Технология способствует развитию у школьников аналитического и творческого мышления. Особенностью веб-квеста является то, что информация для самостоятельной работы учащихся находится на различных сайтах. С помощью гиперссылок школьники осуществляют поиск информации, работая в едином информационном пространстве. Учащимся даётся задание собрать материал по какой-либо теме для решения обозначенной проблемы. Ссылки на источники предоставляются учителем. При желании учащиеся могут расширить список информативных сайтов, используя поисковую систему. По окончании работы школьники представляют продукты своей деятельности в приемлемой для них форме. Это могут быть презентации, веб-страницы, вики-страницы, фотофильмы или устные формы предоставления отчёта. Мне хотелось бы поделиться опытом применения технологии веб-квест в учебной и внеурочной деятельности. То, что данная технология имеет ряд преимуществ, я убедилась в ходе выполнения 10-классниками первого веб-квеста "M.Lomonosov is a great son of Russia". Создав игровую ситуацию, предполагающую научный симпозиум, я предложила учащимся объединиться в 5 групп (библиографы, географы и геологи, физики и химики, лингвисты, эксперты) для подготовки к предполагаемой научной встрече умов человечества. Задача для каждой группы заключалась в представлении достижений величайшего учёного, М.Ломоносова, в исследуемой учащимися научной области. В результате выполнения веб-квеста стало возможным решение различных учебно-познавательных и практических задач. Школьники расширили информационный кругозор и повысили информационные умения. У них были сформированы самостоятельность и умение добывать новые знания своими силами, развиты общеучебные умения и навыки. Результаты первого веб-квеста десятиклассники оформили в форме эссе. Затем последовал новый веб-квест для старшеклассников на английском и немецком языках "Global warming: myth or reality?" Предполагаемым экологам, учёным, журналистам из различных стран предлагалось найти ответ на проблемный вопрос. В результате выполнения этого веб-квеста были созданы буклеты и Интернет-страницы. Данный квест сочетал в себе журналистский и творческий веб-квесты. Веб-квест является методической находкой, позволяя использовать одновременно ряд педагогических технологий: проектный метод, проблемно-поисковую технологию, технологии критического мышления и личностно-ориентированного обучения, технологию индивидуализации и дифференциации. Веб-квест "Sholokhov's heritage", предназначенный для учащихся 9-11 классов, способствовал воспитанию высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, формированию у обучающихся чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. Основополагающий вопрос "Можно ли назвать творчество М.Шолохова анатомией казачьей жизни?" решался в группах в рамках внеурочной деятельности. Обсуждение результатов работы над веб-квестом было проведено в виде конференции, проходившей под лозунгом "Our countrymen" ("Наши земляки"). Известно, что веб-квесты отличаются по длительности выполнения. Вышеназванные проекты относятся к долгосрочным. Краткосрочные веб-квесты я использую на средней ступени обучения, и они, как правило, носят тематический характер. Веб-квест "Unforgettable journey to London" представляет собой проблемное задание с элементами игры, участниками которой становятся учащиеся 5 класса: "гиды" и "экскурсоводы". Вопросы учителя (обязательное условие веб-квеста) направляют работу учащихся в ходе решения коммуникативной задачи. Веб-квест представляет собой взаимосвязанную цепочку, представленную разделами: введение. задание, порядок работы, оценка, заключение. В введении предлагается игровая ситуация, которая служит стимулом для включения в деятельность и содействует формированию позитивных эмоций, придаёт уверенность в успешности и способствует здоровьесбережению учащихся. В разделе "Задание" даётся пошаговое описание действий для групповой работы, а также вопросы, на которые учащиеся должны найти ответы в рамках самостоятельного исследования. В разделе "Порядок работы" представлено описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания, а также разнообразные советы по выполнению задания, ссылки на Интернет-ресурсы или любые другие источники информации. Учитывая то, что для учащихся пятого класса выполнение веб-квеста - новое поле деятельности, рекомендуется провести предпроектный этап для того, чтобы создать мотивацию и выяснить, каким они видят конечный результат работы. В этом квесте я предложила учащимся Mind map для фиксации своих ожиданий от новой формы проекта. Для преодоления трудностей в ходе работы я предлагаю учащимся выполнить тесты "Facts about London", "Grammar test". В процессе работы учащиеся используют вопросы учителя в качестве плана, распределяют задания внутри своей группы, работают в сети Интернет по поиску информации для решения коммуникативной задачи, фиксируют информацию для последующего обсуждения в группе, анализируют и оформляют итоговую работу. Раздел "Оценивание" является отдельной структурной единицей веб-квеста. С ним учащиеся знакомятся ещё до начала работы над проектом, а после выполнения веб-квеста проводят самооценку и взаимооценку. На этом этапе учащиеся не только представляют свою работу, но и анализируют, что у них получилось хорошо, чему они научились, что не удалось сделать и почему. Учитель корректирует и оценивает работу учащихся с учётом самооценки и взаимооценивания. Итоговый продукт веб-квеста "Unforgettable journey to London" представлен в форме фотофильма и вики-статьи. В заключение хочу сказать, что веб-квест даёт учителю возможность: 1. реализовать различные методы обучения для разных категорий учащихся, таким образом индивидуализируя процесс обучения, 2. уменьшить количество излагаемого материала за счёт использования демонстрационных моделей, 3. проводить отработку различных навыков, используя персональный компьютер как тренажёр, 4. организовывать коллективные формы работы. Современные школьники проводят большую часть времени за компьютером или за планшетом, но из этого можно извлечь пользу, правильно организовав веб-квест с творческими заданиями и интересным игровым сюжетом. : | |
Просмотров: 323 | | |
Всего комментариев: 0 | |