Главная » Статьи » Мои статьи |
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дождикова А.И. МБОУ ОСОШ №2 пос.Орловский Ростовская область alla.dozhdikova@yandex.ru
Если вы не задумываетесь о своем будущем, у вас его не будет... Бертран Рассел
Нет большей драгоценности чем здоровье, которое подразумевает разностороннюю гармонию физических, психолого-педагогических, социальных качеств человека. Актуальность выбора темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели. Незначительный процент выпускников школ можно считать здоровыми. В последнее время намечается тенденция роста хронических заболеваний - нарушение остроты зрения, патологии опорно-двигательного аппарата, заболевания нервной, сердечно-сосудистой системы, аллергические заболевания. По этой причине сохранение здоровья подрастающего поколения является основным содержанием большинства государственных здоровьесберегающих инициатив: - об охране здоровья учащихся (Закон об образовании в РФ, ст.41, приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106); - о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни (ФГОС НОО, ФГОС ООО): - об использовании здоровьесберегающих технологий обучения (Концепция национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.). Совершенно очевидно то, что при таком государственном подходе к созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни, ребёнок является главным богатством нации. Наше образовательное учреждение (МБОУ ОСОШ №2 пос.Орловский) является пилотной площадкой по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство школы. Создание в образовательном пространстве школы качественной здоровьесберегающей модели образовательного процесса, использование в ее рамках современных технологий, средств, методов и форм здоровьесберегающей педагогики, интеграции школьного общего и дополнительного образования - планируемый результат деятельности всех участников образовательного процесса нашего ОУ. В условиях личностно-ориентированной парадигмы образования и воспитания учителя иностранного языка уделяют большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые подразумевают смену видов деятельности на уроке, включение физкультминуток, релаксаций. Не менее важным является чередование видов активности: интеллектуальной, эмоциональной, двигательной. Здоровьесберегающий урок предполагает исключение факторов, негативно влияющих на психологическое здоровье учащихся: - крик учителя; - монотонность речи учителя; - однообразие приёмов обучения; - отсутствие наглядности; - безразличие к пассивной позиции ученика. Это подтверждает Осик В.И.: “Язык, культура, речь учителя дают ученику радость провидения, узнавания, наслаждения от слияния интеллектуального и энергетического в человеке”. Учителю необходимо предугадывать движение мысли ученика и его действия, а диалог между учителем и учеником – это первый шаг к социализации ребёнка, обоснование его роли в этом мире, это механизм становления личности. При организации урока иностранного языка с учётом здоровьесберегающих технологий необходимо принимать во внимание следующие принципы: 1. Правильная организация урока. 2. Использование каналов восприятия (доступность изложения материала). 3. Учёт работоспособности учащихся. 4 Распределение интенсивности умственной деятельности. Рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения - главные составляющие здоровьесберегающего урока. Наиболее эффективны для усвоения материала 5-25 минута урока - 80%. Именно на этом этапе учителями иностранного языка планируются разнообразные продуктивные, творческие виды деятельности. К примеру, если в течение урока используется один вид деятельности или 30-35 минут занимает фронтальная работа, то это приведет к невосприятию материала. Рациональная организация урока ( по Н.К. Смирнову) включает в себя разнообразные виды деятельности (4-7), частоту их чередования (7-10 мин), плотность урока не менее 60% и не более 75-80%, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки Все это снимает проблемы переутомления, отсутствия интереса к изучаемой теме. При таком подходе дети активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового. Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. На уроках иностранного языка очень эффективны игровые технологии, так как игра приближает речевую деятельность к естественным нормам, развивает навыки общения, способствует качественной отработке изучаемого языкового материала, обеспечивают практическую направленность обучения. Подвижные игры способствуют развитию двигательных навыков, концентрации внимания. Для развития общей моторики на уроке можно использовать физкультминутки, которые учитель может дополнять и изменять на своё усмотрение.
Имитационные действия для развития движения рук - занимательные упражнения, в ходе которых школьники усваивают буквы английского алфавита. Пальчиковая азбука - система изображений букв английского алфавита с помощью пальцев. Упражнение способствует запоминанию графического образа букв, развитию внимания, зрительного пространственного восприятия. Для профилактики нарушений зрения используются упражнения на концентрацию взгляда на определённых позициях.
Использование релаксационных пауз для предотвращения утомляемости целесообразно использовать на старшей ступени обучения.
Повышению работоспособности на уроках иностранного языка способствуют скороговорки, помогающие развивать слуховую память, дающие возможность избежать переутомления. Использование скороговорок во время уроков способствует тому, что ученики непринуждённо, в игровой форме, отрабатывают произношение звуков английского языка. Группы сложно произносимых слов можно объединить в шутливую цепочку, что поможет легче освоить артикуляцию звуков. Например, скороговорка "Fuzzy Wuzzy was a bear, Fuzzy Wuzzy had no hair, Fuzzy Wuzzy wasn't very fuzzy, was he?" может служить на уроке как форма развлечения для детей и как способ формирования правильной артикуляции и дикции школьников. Скороговорка способствует выработке темпа речи. Более того, скороговорки являются одним из элементов творчества, культуры и истории народа, что делает небольшие тексты познавательными и интересными для учеников. Подобные упражнения помогают привлечь внимание школьников, увлечь их предстоящим уроком, гиперактивным школьникам такой настрой помогает успокоиться после активной перемены, у стеснительных учеников снять страх перед чтением, незаметно вовлекая их в процесс обучения. В современных учебниках иностранного языка введено много тем, связанных с охраной здоровья, которые являются очень хорошим средством развития навыков изучения языка. Они помогают учащимся узнать много интересной и полезной информации для того, чтобы оставаться здоровыми. В таких учебниках содержится информация о вредных и полезных для здоровья привычках. Дети имеют возможность узнать о том, как в других странах мира люди относятся к своему здоровью, чем отличаются россияне в своих привычках в отношении здоровья от других народов.
Список использованной литературы и ресурсов: 1. Федеральный закон т 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 2. Указ Президента Российской Федерации от 1.06.2012 №-767"Онациональной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017годы" 3. Осик В.И. “Валеология в школе”. Краснодар, 1997 4. www.samsom - corp/Developments/MM23
Источник: https://docs.google.com/drawings/d/1YFizDaOB8IsmfqW1pMoZZn7ST0gkSd9zWAspDs17ZTs/edit?usp=sharing | |||||||||||
Просмотров: 297 | | |
Всего комментариев: 0 | |